ТРУДОВОЕ ЛЕТО - 2007СЕЛО ЗАИНГИРЬКаменный храм во имя Святой Живоначальной Троицы был построен в селе Заингирь Нейского района Костромской области в конце XIX-го – начале XX-го веков на средства жертвователей и прихожан рядом с деревянным Троицким храмом (1864 года постройки), который в настоящее время не сохранился. Создатели храма продолжили лучшие традиции русской архитектуры XVI-XVII веков. Церковь имеет приделы: в честь святителя Николая Чудотворца и преподобного Серафима Саровского. Придел в честь прп. Серафима был освящён одним из первых после прославления святого в 1903 году. Храм был закрыт в 1936 году, семью священника репрессировали. В 1960-х годах здесь устроили зернохранилище. К сожалению, традиционно для того времени, иконы из Троицкого храма были частично похищены, частично уничтожены (ими закрывали зерно, по ним ходили, ими забивали окна). То, что храм сделали зернохранилищем, – нашли ему хоть какое применение, – отчасти его спасло (ведь в окрестных селениях храмы в ужасающем состоянии и восстановлению уже не подлежат), но для полов храма это обстоятельство стало роковым. Крысы натаскали за прошедшие десятилетия столько зерна под пол (а пол – двойной, для тепла и прочности), что им оказались забиты все вентиляционные отверстия, вследствие чего нижний пол сгнил. Как же началось возрождение храма? В село Заингирь по милости Божией "занесло" нескольких москвичей (в поисках тишины, умиротворения и первозданной природы), чья душа при виде заброшенного храма не вынесла "мерзости запустения", и они "сгоряча" решили, вдохновив сельчан, вместе взяться за восстановление церкви. "Сгоряча" – потому что поначалу всё казалось не таким уж и невозможным. Ну, думали, покроем крышу новым железом, вставим окна, двери, покрасим кресты... Там, глядишь, кто-нибудь колокола подарит... Но не тут-то было. Тронули крышу, а под железом все балки оказались сгнившими; тронули купола – та же история с шестиметровыми опорными столбами; кресты – покосились. Одним словом, "чем дальше в лес, тем больше дров". Расстраивались, падали духом, унывали, но, с Божией помощью, кое-что сделать удалось. Итак, указом от 19 июля 2002 года архиепископ Костромской и Галичский Александр в связи с обращением верующих благословил открыть Троицкий приход в селе Заингирь, приписав его к приходу святителя Николая села Коткишево. И поэтому священник из села Коткишево, иеромонах Варфоломей иногда служит в Троицком храме (обязательно – 1 августа, в день прославления преподобного Серафима Саровского). Дважды батюшка крестил местных жителей: в 2003 году – 30 человек, – полдеревни (в заводи реки Ингирь рядом с храмом, в день равноапостольной княгини Ольги); в 2006 году – 25 человек (уже в самом храме, в день памяти равноапостольного князя Владимира). Пока храм не приведён в порядок, о своём священнике мечтать не приходится. Что же для этого ещё необходимо сделать, не считая перебранных полов? В зимних приделах храма застеклить окна, сложить две большие печки, оштукатурить стены и потолки, восстановить алтарные перегородки, престолы; заменить шестиметровые опорные столбы в пяти куполах и покрыть купола и колокольню железом; заказать двери; сделать отмостку, водосточные трубы. Да, ещё и леса построить... Одним словом, "начать и закончить"... И всё это в основном на вере, энтузиазме, с помощью местных жителей, московских друзей, практически при отсутствии средств, – с Божией помощью. А что же сделано за прошедшие четыре года? Храм освобождён от гнилого зерна, мусора, удобрений, перегородок, упавшей штукатурки, битого стекла, от берёз, выросших на крыше; крыша "четверика" и приделов покрыта новым железом, предварительно почти полностью была заменена деревянная обрешётка, на которую по технологии крепится железо. Спасена от обрушения уникальная колокольня, деревянные конструкции которой частично прогнили и крен составлял уже полметра. Вставлены окна и восстановлены решётки на них. Храм практически отрыт от земли, произведена "вычинка" (восстановление утраченной кирпичной кладки). Восстановлен один алтарь, в котором теперь и служится Литургия. Главной целью нашей смены будет вскрытие верхнего пола и освобождение всего пространства под ним от сгнивших балок, досок, лущёного зерна и прочего мусора. После выполнения этой задачи будем помогать делать то, в чём возникнет необходимость на тот момент времени. Немного о месте, где мы будем жить. Село Заингирь ("за" рекой Ингирь, которая впадает в Нельшу, Нельша – в Нею, Нея – в Унжу, а Унжа – уже в Волгу) – настоящий "медвежий угол". Мишки гуляют по лесам вокруг села, а также там встречаются и лоси, и рыси, и волки, и кабаны (набегами); все вместе уживаются с птицами, змеями и людьми, – последних, правда, становится там всё меньше и меньше... От Москвы до села 650 км. Когда-то оно было большим, людным. В храм Святой Троицы приезжали православные ещё из восьми деревень, от которых теперь остались одни названия. В настоящее время в селе постоянно проживает 52 человека (зимой), летом же за счёт дачников – значительно больше. Ночевать будем в деревенском доме (возможно в двух домах, в зависимости от количества добровольцев). Для романтиков и любителей свежего воздуха – сеновал. В свободное время будем играть в настольный теннис, купаться в реке (плавать – вряд ли, так как река небольшая и мелкая), ловить рыбу (водятся щуки, хариусы и не только они), собирать грибы, ягоды, петь песни под гитару у костра. Планируются поездки в древние города и монастыри. В некоторых поездках с нами будет иеромонах Варфоломей. Посетим Кострому, – город, входящий в "Золотое кольцо" России, основанный князем Юрием Долгоруким в 1152 году. Главная святыня Костромы – чудотворная Феодоровская икона Божией Матери – хранится в костромском Богоявленско-Анастасиином монастыре, в его соборе – главном храме древнего города. Святыня имеет общероссийское значение: на протяжении трёх веков она была покровительницей Царского Дома Романовых, державной Заступницей Российского государства. Перед ней в 1613 году в костромском Свято-Троицком Ипатьевском монастыре был избран на русский престол юный Михаил Феодорович Романов. Феодоровская икона Божией Матери считается также покровительницей православной семьи и молодёжи. Планируем побывать и в кафедральном соборе, и в Ипатьевском монастыре. Посмотрим Галич, впервые упоминаемый в 1238 году как "Галич Мерьский", то есть Галич, находящийся в земле финно-угорского племени меря. Здесь мы побываем в Паисиево-Галичском Успенском женском монастыре, основанном преподобным Паисием во второй половине XIV века. Находясь на высокой горе с поэтичным названием Краспица, монастырь высоко вознесён и над городом, и над зеркалом Галичского озера, занимая господствующее положение в неповторимой панораме окрестных далей. Увидим Макарьев. В 1439 году преподобный Макарий, Унженский и Желтоводский чудотворец (1409-1504) основал на реке Унжа обитель, превратившуюся со временем в крупный монастырь, известный как Макарьевский Унженский. Выросшая при нём слобода Макарьевская, что на Унже, в 1778 году преобразована в город, получивший название Макарьев-на-Унже; с конца XIX века – Макарьев. Возможно посещение и других значимых, интересных мест Костромской земли – подкорректируем уже во время смены. Немного о себе. Илья Рябинин, 27 лет. Окончил Государственный Университет Управления (ГУУ). Факультет – бизнес в строительстве и управление проектом. Специализация – инвестиционный менеджмент. Сейчас работаю в ФГУП "Ростехинвентаризация" (Московский филиал) в отделе приёма клиентов. Ближе познакомимся во время смены в селе Заингирь. До встречи! Данные ссылки помогут Вам более подробно ознакомится с местами планируемых поездок: 1) Информация об уже упомянутых выше, а также других монастырях Костромской земли; 2) Фото. Город Кострома; 3) Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери, Богоявленско-Анастасиин кафедральный собор; 4) Фото. Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь; 5) Фото. Город Галич; 6) Фото. Паисиево-Галичский Успенский монастырь; 7) Город Макарьев, Свято-Троицкий Макариево-Унженский монастырь. |